?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Тем временем я закончил корпус модели. Решение начать с модели было исключительно правильным. 2 шпангоута пришлось полностью переделывать в процессе отладки, да и пропилы под стрингеры я правильно сделал далеко не с первого раза. Заодно поучился работать с карбоном.

Карбон - довольно занятный материал, он категорически не любит сверления, резки и вообще любого вторжения в структуру купленной детали. Зато его отлично клеить. В итоге большинство соединений я делаю и продолжу делать на клее и веревочках. Приложить веревочку или металлическую деталь, примотать ее кевларовой нитью по длине, приклеить нить моментальным акриловым клеем.

Ниже я сформулировал несколько встреченных инженерных задач и моих решений. Но ни одно из решений я не считаю лучшим и буду рад комментариям.

Здесь корпус пока собран на резиночках. Обратите внимание на второй от носа шпангоут, он выше бортов чтобы держать аутриггеры.



Проверяем корпус на грузоподъемность. 3 бутылки бухла держит хорошо!



Первая инженерная задача: крепим шпангоуты к стрингерам. Задача простая и не слишком ответственная. В том же Таймене они вообще считай не крепятся - и ничего, ходит как-то. Я сделал следующим образом: на киле и двух бортах сделана тугая веревочная петля в месте крепления. Через отверстия в шпангоуте пропускается (пользовался иголкой) прочная нить, которая притягивает стрингеры через тугие петли там, где они есть, и просто внахлест в остальных местах.



Вторая инженерная задача: крепим нос к бортовых стрингерам. Очень важно закрепить его так, чтобы его не перекосило вбок, иначе лодка идти не будет. Здесь работа была слишком мелкой и я сделал халтурно. На большой лодке хочу делать так: вставлять в стрингер дюралевую трубу на клее, плющить ее на конце и крепить к носу болтами, причем сделать несколько отверстий, чтобы можно было настраивать натяжение на каждом из бортов. Непонятно, выдержит ли нагрузки плющеная труба 10-ка или 12-ка и как ее правильно плющить.

Крепление трех стрингеров днища ИМХО не принципиально.



Третья инженерная задача: крепление стрингеров к корме. Именно с него должна начинаться сборка лодки и это самый сложный на мой взгляд вопрос в каркасе. Ни одно решение мне не нравится. Сделал так: в стрингер вклеен гвоздь (внутренний диаметр идеален, держится мертво), стрингер попадает в паз шпангоута шляпкой гвоздя, дальше снова клепление нитью, причем петля делается как с внутренней стороны, так и вокруг шляпки. Пока у меня такое крепление не вылетало, но на большой лодке я сильно беспокоюсь за вес таких гвоздей/болтов с диаметром 10-12 мм (внутренний диаметр стрингера). Вдобавок кромка шляпки может протереть шкуру. У меня есть мысли, как сделать иначе, но пока я их писать не буду.



А в целом каркас выглядит очень неплохо и свободно стоит на корме.


Comments

( 12 comments — Leave a comment )
wyhuholl
Jul. 5th, 2015 10:55 pm (UTC)
"Задача простая и не слишком ответственная" - это самый проблемный узел конструкции, нос и корма решаются четко фиксированными к стрингеру хабами, вариантов примерно много, углеткань и полиэфировка в помощь. А во со шпангоутами все сложно
elflesnoy
Jul. 6th, 2015 05:52 am (UTC)
Илюш, что ты имеешь ввиду под хабами и как туда применить углеткань? Напомню, лодка разборная.
wyhuholl
Jul. 6th, 2015 07:24 am (UTC)
Под концевые элементы стрингеров есть отработанный набор технологических приемов. Типа усиление несколькими слоями ткани для предотвращения смятия и расщепления, дальше собс-но монтажные элементы можно делать из плоской пластины и приматывать нитью на эпоксидке. Такая технология давно отработана авиамоделистами.
А вот можно ли в такой лодке намертво фиксировать шпангоут к стрингеру - не уверен, аесли нельзя, если лодеа должна на воде немного деформироваться по волне как байда, то узел получается сложным.
elflesnoy
Jul. 6th, 2015 03:49 pm (UTC)
Я вот тоже сомневаюсь насчет жесткого крепления. А какой толщины и ширины ты бы взял фанеру на шпангоуты? Фанера бокелитовая.
zoosad
Jul. 6th, 2015 02:02 pm (UTC)
Мне нравится мысль в принципе все шпангоуты сделать из стеклоткани с эпоксидкой, и тогда туда прекрасно вставляются любые крепёжные узлы
elflesnoy
Jul. 6th, 2015 03:45 pm (UTC)
Вот это крутая идея, но я не умею. Сначала построю так, а потом буду облегчать шпангоуты (как минимум те, которые незамкнутые)
zoosad
Jul. 6th, 2015 03:48 pm (UTC)
там много уметь не надо, только делать это надо в хорошо проветриваемом помещении. у Слонтуса можно узнать, где всё продаётся и как делать.

и ещё. тебе незамкнутый шпангоут нужен только на момент посадки-высадки, ну и для критической ситуации. а значит, его можно сделать тоже замкнутым, но легко размыкающимся.
yurvor
Jul. 5th, 2015 11:44 pm (UTC)
Коля, а что ты имеешь в виду под собственно материалом "карбон"? Все известные мне карбоновые (карбон-кевларовые, стеклокарбоновые) лодки выклеивались по специальным матрицам из соответствующей ткани с пропиткой эпоксидной смолой. Затвердевший композит сам по себе хорошо держит жесткость, так что не нужны ни стрингера, ни шпангоуты. Если же не использовать эпоксидную смолу, то непонятно, что ты будешь делать со складками и/или вытачками в ткани. Как крепить края, чтобы она не лохматилась и не расползалась?

PS. Отличный выбор модели для показа ...хм... модели :)
elflesnoy
Jul. 6th, 2015 05:51 am (UTC)
Я имею ввиду, что для облегчения сборной(!) конструкции я использую много карбоновых трубок. На стрингера, мачту, аутриггеры итд. Ткани пока не предполагаю, шкуру буду из чего-нибудь более привычного клеить типа Oxford 600
yurvor
Jul. 6th, 2015 08:00 am (UTC)
А-а, вот оно что. Тогда понятно.

Но и тогда - лучше не надо. Скажем, палатки с карбоновыми (вернее, стеклокарбоновыми) трубками хуже, чем с дюралевыми именно по причине хрупкости последних. Кроме того, он со временем теряет структуру - естественный процесс.

Подумай, что будет с этими трубками, если твоя лодка налетит, к примеру, на камень? Дюраль просто погнется, а карбон сломается.

В общем, я тут скептик :)
elflesnoy
Jul. 6th, 2015 03:43 pm (UTC)
Видимо большая разница между карбоном и стеклокарбоном. Карбон очень хорошо упруго гнется. А от камня и яхты не застрахованы, но все же обычно не налетают
gavroshe
Jul. 6th, 2015 09:21 am (UTC)
Выглядит круто!
( 12 comments — Leave a comment )